Лоция Public Relations
“Нравится нам это или нет,
но
наш век-это век пропаганды”
Э.Соммереленд
В
жизнь деловых кругов России в начале 90-ых и, чуть позже, Екатеринбурга, вошло
словосочетание Public Relations. Несмотря на широкую известность, понятие это до
сих пор остается “Terra Incognito” не только для широкой общественности, но и
для специалистов, как теоретиков, так и практиков, которые посвятили последние
несколько лет изучению этого понятия.
“PR и реклама - близнецы-братья?
Сегодня в Екатеринбурге многие
рекламные и информационные агентства прибавили PR к списку услуг, оказываемых
своим клиентам. На родной язык это, как правило, переводится так: “планирование
рекламных кампаний, размещение Вашей рекламы в СМИ (со скидкой)”. Вам предложат
разработку рекламной кампании, основываясь на замерах зрительской аудиторий, и
порекомендовав наиболее популярное СМИ. Такой подход к Public Relations, когда
PR и реклама практически идентифицированы, демонстрирует одно из мнений,
сложившихся в среде рекламистов города.
В
среде профессионалов-PR-щиков мнение несколько другое: реклама - это монолог
фирмы, обращающейся к потребителю, PR - диалог фирмы и потребителя, где
присутствует фактор обратной связи. Разделить PR и рекламу практически
невозможно, ибо нет границы, за которой кончается реклама и начинается PR.
Имеет место и другой подход: реклама
увеличивает продажи, PR - создает лояльное отношение к фирме, марке,
имени.
Что
же такое, на самом деле PR и каково взаимоотношение PR с
рекламой?
Вероятнее всего, каждая теория имеет
право на существование. Однако, золотая середина - самый труднодоступный и
наиболее оптимальный вариант, видимо, выглядит следующим образом:
Реклама - один из важнейших инструментов PR,
который учитывает мотивацию потребителя, используя рычаги, позволяющие перевести
потенциального потребителя в категорию “покупатель” и рассчитана она на
краткосрочную реакцию потребителя.
Задачи рекламы - способствовать в реализации товаров и
услуг, презентация общественности свойств и функции товара и поддержка
PR-кампаний.
Public Relations(Паблик Рилейшнз) (переводится, как
отношения с общественностью), применяется с целью формирования долгосрочного
образа фирмы, поддерживает позитивный корпоративный образ, создавая определенные
тенденции общественного мнения.
Задачи PR - создание благоприятного климата
вокруг фирмы, воздействие на ключевые аудитории, и обеспечение
двусторонней связи между ключевой аудиторией и фирмой!, улаживание
конфликтных, кризисных и просто нестандартных ситуаций.
Лучший метод PR - это уважение к
потребителю, каким бы он ни был.Показать потребителю, что Вы в нем
заинтересованы - что может быть проще и....сложнее.
Остановимся еще на одном
распространенном мнении о том, что есть PR. Суть в следующем: PR - это прежде
всего - добрые отношения с прессой. Спорить с таким утверждением - явно грешить
перед истиной. Однако, принять его за догму значило бы существенно сузить рамки
самого понятия. Связано это, в первую очередь, с российской спецификой и
процессами, происходящими в нашей непредсказуемой экономике и столь же мало
предсказуемом общественном мнении.
Подобный подход, когда основной акцент
в PR-деятельности приходится на взаимоотношения с прессой, можно назвать
западным. Для этого есть масса причин, основная из которых - многолетнее
(минимум 150 лет) существование и сосуществование двух грандиозных
институтов - свободного предпринимательства и свободной прессы. На протяжении
долгих десятилетии выстраивались взаимоотношения крупнейших товаро- и
услуго-производителей с множеством представителей одной из древнейших профессий.
На протяжении долгих десятилетии крупнейшие концерны работали на удовлетворение
спроса потребителей, создавалась корпоративная идеология, в основе которой
лежали идеи стабильности.
Практически любая из здравствующих ныне
корпораций создавала себе имя путем бесконечного совершенствования собственной
продукции, концентрируя лучшие идеи и строго следя за их воплощением в жизнь.
Воплощались эти идеи не только в продукции, но и в насаждении корпоративной
идеологии в среде персонала фирмы, и, что самой важное, путем совмещения
идеологии фирмы с идеей национальной самоидентификации. Так, например, во фразе
“Что хорошо для Форда, то хорошо для Америки” заключена главная
идея PR: превращение общественного мнения в своего главного
союзника.
Не
менее одиозен и пример фирмы “Bosh”, образ которой для любого
не-немца воплощает все качества немецкой нации: безупречную основательность,
прочность, солидность, выдержанность, четкость. Согласитесь, именно таковы
представления любого обывателя о немецком бюргере.
Безусловно, фирмы, обладающих такой
репутацией, в определенной мере, уже могут позволить себе “почивать на лаврах”
общеевропейской (или американской) стабильности, сконцентрировав внимание на
взаимоотношениях со СМИ, ибо общественное мнение - уже их союзник,
его расположение уже завоевано, и расположение это нужно лишь
поддерживать, с чем и справляются успешно СМИ.
Пример: Одна из крупнейших американских
корпорации, занимающаяся производством консервов из тунца, попала в весьма
неприятную ситуацию - пресса обвинила руководство компании в варварском
отношении к природе, за то, что во время ловли тунца у был убит дельфин.
Скандал, раздутый прессой, привел к резкому снижению оборотов фирмы, консервы
просто перестали покупать. Консультанты фирмы предложили следующий выход:
президент компании, сидя в телестудии на высоко стуле, публично извинился перед
публикой, и пообещал, что вложит большие средства в разработку новых сетей. В
результате продажи не только поднялись на прежний уровень, но и превысили
его.
Совсем в иной ситуации находятся
Российские компании. Каждая из них вынуждена ежедневно и ежечасно доказывать
потребителю честность своих намерений по отношению к нам, и уважение к нашим
потребностям и проблемам. Российские компании пока только завоевывают нас с
Вами, только пытаются сделать нас своими союзниками. Роль СМИ в этом процессе
неоценима, но явно недостаточна, ибо как бы нам с Вами не расписывали
достоинства банка, но нам хамит кассир, мы не придем туда больше, и если
телевизор родного производителя взорвался через день после покупки - мы не его
больше не купим. Мы предпочтем “Sony” или “Samsung” , как бы нас не убеждали со
страниц и экранов в необходимости поддерживать российского производителя и не
повышали таможенные тарифы на ввоз нашего любимого
телевизора.
Более того, россиянин, сильно обжегшись
однажды на “всенародных бабочках МММ” (замечательный пример анти-ПР), в
значительной мере потерял доверие и к самой прессе, хотя очень долго в “самой
читающей стране мира” доверие к печатному слову было безмерным. Так что, за
народное доверие нужно бороться и самим СМИ. И делать ставку только на них в
разработке стратегии Public Relations, как минимум, недостаточно.
PR -
это прежде всего честность. Честность перед прессой, аудиторией, самим собой.
Потому что главная цель PR-акции и PR-технологий - добиться доверия целевой
аудитории. Ибо если даже вся пресса будет ежедневно и ежечасно рассказывать, как
замечательно взаимодействие с Вашей фирмой, но, в то же время, Вы обманываете
партнеров и Ваш персонал грубит покупателям - это уже анти-PR. Вас не спасет
ничего. Доверие к фирме будет подорвано и, чтобы восстановить его, потребуются
годы безупречной работы.
Три источника и три составных части
ПР:
Источники - это свободное общественное
мнение, корпоративная идеология, коммуникации.
Именно появление свободного
общественного мнения стало причиной бума PR, начало которого переживает
Екатеринбург. Отсутствие информации о той или иной персоне или фирме порождает
чудовищные слухи и сплетни, с которыми можно и нужно бороться только методами
PR. Появление крупных структур и корпорации, нуждающихся в определенном векторе
общественного мнения создало потребность в методах PR. Отсутствие коммуникаций
или неупорядоченные коммуникации, отсутствие обратной связи между
заинтересованными структурами и обществом потребовали вмешательства специалистов
PR. Что и случилось неизбежно.
Составные части - творчество, информированность,
честность.
Чем
должен обладать специалист по PR? В первую очередь- умением нетрадиционно
мыслить, масштабным и многогранным мышлением, которые позволяли бы самый
обыденный материал превратить если не в блистательный, то в достойный
информационный повод, который мог бы заинтересовать избалованных журналистов, не
страдающих отсутствием информации. Во-вторых, специалисты PR-шики должны
обладать полным объемом необходимой информации (и даже чуть больше) по каждой
конкретной проблеме, чтобы подаваемый материал органично влился в информационный
поток . И в-третьих, специалист PR-щик должен говорить “только правду, и ничего
кроме правды”, ибо в о
Инструменты (методы)
- маркетинг,
прямая реклама, косвенная реклама, нетрадиционные мероприятия (special
events).